Модель Юнга

Для более наглядного представления о том, как функционирует психика человека, Аушра Аугустинавичюте предложила использовать модельный подход. Она обозначила функции психики графическими значками и расположила их в определенном порядке.

Здесь мы рассмотрим так называемую модель Ю, которую разработала Аушра и которую она назвала так в честь Юнга. Это была первая модель, которую она разработала и которая явилась прообразом более полной модели (модели А), которая используется в настоящее время при рассмотрении и описании типов. Эту модель мы рассмотрим в следующем разделе.

Однако модель Юнга может быть полезной нам как в практическом, так и в плане начального обучения, поэтому сначала мы рассмотрим ее, а затем перейдем к более сложной и более совершенной модели А. Модель Юнга проще по конструкции (в ней меньше элементов), ее легче запомнить, поэтому мы настоятельно рекомендуем вам разобраться в ней, она вам еще пригодится.

Итак, Юнг ввел 4 функции психики: мышление, эмоции, ощущения, интуицию и две установки: экстраверсию и интроверсию. Аушра видоизменила юнговские термины и назвала мышление логикой, эмоции этикой (поверим на слово, что это почти одно и то же, и связано лишь с тем, чтобы избежать путаницы - ведь мыслить способен не только мыслительный тип, а проявлять эмоции - не только эмоциональный. К тому же в разных переводах   юнговский термин "эмоции" переводился как "чувства", поэтому, чтобы не путать "чувства" с "ощущениями", а это у Юнга принципиально разные понятия, Аушра переиначила термины.

Итак появились: логика, этика, сенсорика, интуиция и экстраверсия с интроверсией. Аушра обозначила каждую функцию специальным значком, которые ныне в соционике называются: "ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ" а чтобы отличать, в каком варианте (экстравертном или интровертном) существует данный информационный аспект, он будет либо закрашен черным цветом, либо будет только один контур. Вот эти обозначения:

Экстравертные:

sensb.gif (90 bytes) - экстравертная сенсорика
intb.gif (92 bytes) - экстравертная интуиция
logb.gif (86 bytes) - экстравертная логика
etikb.gif (90 bytes) - экстравертная этика

Интровертные:

sensw.gif (129 bytes) - интровертная сенсорика
intw.gif (123 bytes) - интровертная интуиция
logw.gif (115 bytes) - интровертная логика
etikw.gif (123 bytes) - интровертная этика

В соционическом сленге и на многих форумах Вы можете часто встретить формулировку привязки к цвету обозначения информационного аспекта. Этот способ настолько укоренился, что теперь даже используется короткие аббревиатуры, ориентированные на этот способ. Это не корректное обозначение, но оно очень популярно, поэтому рекомендуем ознакомиться:

sensb.gif (90 bytes) - черная сенсорика, ЧС
intb.gif (92 bytes) - черная интуиция, ЧИ
logb.gif (86 bytes) - черная логика, ЧЛ
etikb.gif (90 bytes) - черная этика, ЧЭ

Интровертные:

sensw.gif (129 bytes) - белая сенсорика, БС
intw.gif (123 bytes) - белая интуиция, БИ
logw.gif (115 bytes) - белая логика, БЛ
etikw.gif (123 bytes) - белая этика, БЭ

При этом варианта ЭС(экстравертная сенсорика), ИИ(интровертная интуиция) остались непопулярными...

 

Далее модель Юнга строится следующим образом. Итак имеем 4 пустых клеточки (4 функции психики по Юнгу) , которые должны быть заполнены четырьмя (из 8) фигурками. Но заполняться они могут не в произвольном порядке, а подчиняясь определенным правилам. Правила эти следующие.

Во-первых, если на первом месте стоит сенсорика (то есть тип с наиболее развитой функцией сенсорики), то интуиция должна стоять на 4-м последнем месте. Аналогично, если на первом месте логика, то этика должна находиться на 4-м месте. Дело в том, что интуиция и сенсорика, а также логика с этикой составляют две пары взаимно противоположных функций, если одна из них развита сильнее всего, то другая должна быть самой слабой (о чем и говорил Юнг).

Далее, если на первом месте стоит функция одного цвета, то остальные три должны иметь другой цвет, то есть иметь другую "вертность" по сравнению с первой (это также отмечал Юнг).

И наконец, последнее условие (естественное): все фигурки в каждом типе должны быть разные, причем независимо от цвета (то есть не может быть две логики или две сенсорики, а тем более три или вообще все четыре)

Тогда, если вы попробуете перебрать все варианты расположения фигурок по 4-м клеточкам при выполнении указанных выше условий, то вы обнаружите, что способов всего 16, что, как говорится, и требовалось доказать.

Ниже мы приводим таблицу всех 16-ти типов с соответствующими моделями Юнга для каждого из них:


 
ДонКихот интуитивно-логический экстраверт
Дюма сенсорно-этический интроверт
Гюго этико-сенсорный экстраверт
Робеспьер логико-интуитивный интроверт
Гамлет этико-интуитивный экстраверт
Горький логико-сенсорный интроверт
Жуков сенсорно-логический экстраверт
Есенин интуитивно-этический интроверт
Дж.Лондон Логико-интуитивный экстраверт
Драйзер этико-сенсорный интроверт
Наполеон сенсорно-этический экстраверт
Бальзак интуитивно-логический интроверт
Штирлиц логико-сенсорный экстраверт
Достоевский этико-интуитивный интроверт
Гексли интуитивно-этический экстраверт
Габен сенсорно-логический интроверт

Чем может быть полезна модель Юнга. Во-первых, она очень наглядна. Сразу видно, какая функция у данного типа самая сильная, какая вторая по силе, какая самая слабая. Немаловажно, к примеру, знать, какая функция находится на 3-м месте. Как показали исследования эта позиция является "слабым" местом в психике человека, это так называемое "место наименьшего сопротивления" - самое уязвимое место, которое часто является источником конфликтов, обид и непонимания. Человек очень болезненно реагирует, когда задевается его 3-я функция (в первых двух он обычно уверен, в четвертой он и сам знает, что она слабая, а вот третья - это больное место).

Очень удобна модель Юнга при анализе интертипных отношений. Полезно например для каждого типа сделать своего рода "линейку" из соответствующих 4-х функций. Тогда просто поставив линейки двух любых типов друг против друга, вы наглядно посмотрите отношения между соответствующими типами. К примеру в результате такой процедуры становится ясно, почему 12 отношений являются симметричными и лишь 4 (по два - ревизии и социального заказа) из 16 - несимметричными. Видно также, что в конфликтных отношениях то, что у одного типа является самой сильной функцией, у другого является местом наименьшего сопротивления, и наоборот. Отсюда и конфликт.

Приведем далее пояснения того, какие стороны внешнего мира отражает каждый из 8-ми элементов, введенных Аушрой:

- черная интуиция (интуиция потенциальных возможностей). По этой функции человек воспринимает скрытые способности и возможности человека, перспективы людей, событий, начинаний, проектов. Эта функция наиболее развита у Дон Кихота и Гексли.

- белая интуиция (интуиция времени). Способность человека прогнозировать и планировать будущее, уклоняться от возможных неприятностей, избегать ошибочных поступков, учиться на прошлом опыте, правильно ориентироваться во времени. Эта функция наиболее развита у Есенина и Бальзака.

- черная этика (этика внутренних эмоций). С ней связаны эмоции человека, а также умение распознавать чувства других людей. Эта функция дает способность разбираться в том, что людей возбуждает, а что подавляет. Человек отличается способностью индуцировать или передавать свои настроения другим людям, заряжать их своими эмоциями. Эта функция наиболее развита у Гюго и Гамлета.

- белая этика (этика отношений). По ней человек воспринимает отношения между людьми (любовь, ненависть, зависть, восхищение, симпатия, антипатия, жадность или отсутствие жадности и т.д.). Когда эта функция является ведущей, человек отличается умением видеть и оценивать желания - как свои собственные, так и других людей. Он всегда знает, кто от кого чего хочет. Отличается умением обеспечивать себя нужными отношениями с людьми и уверенностью в своих возможностях влиять на других людей. Умеет манипулировать этическими чувствами других людей. Наиболее развита эта функция у Драйзера и Достоевского.

- черная сенсорика (волевая сенсорика). По ней человек воспринимает волевые качества других людей, их силу. Воспринимается информация о внешней организованности человека, его физических и энергетических данных, умении пользоваться своей волей, служебным положением, противопоставлять свою волю воле других людей. Когда эта функция ведущая, человек отличается волевыми качествами. Он отличный организатор любого нового дела. Отличается способностями мобилизации людей на достижение цели, умеет пользоваться и управлять одушевленными и неодушевленными предметами. Умеет обращаться с вещами, воспроизводить по имеющимся примерам почти любые предметы. Такие люди отличаются стремлением к реализации своей воли, энергии, сил, стремлением к подчинению своей воле воли других. Наиболее развита эта функция у Жукова и Наполеона.

- белая сенсорика (эстетическая сенсорика). Через эту функцию человек воспринимает эстетику окружающего мира, искусство, красоту, комфорт, удобства. Этим аспектом воспринимается информация о самочувствии своем и окружающих. Когда этот аспект ведущий, человек способен изменять качества окружающего пространства и самочувствие находящихся в нем людей. Он умеет избегать физического дискомфорта и охранять от него других. Это определяется способностью воссоздать однажды пережитые эстетические чувства. К примеру, когда человек этого типа стряпает, он начинает с того, что представляет себе, какой вкус будет иметь изготавливаемое блюдо. Эти люди способны отличать однажды пережитые эстетические чувства от новых, умеют их коллекционировать и помнить. Таких людей отличает способность навязывания своего понимания эстетики и комфортабельной жизни другим людям. Эта функция наиболее развита у Дюма и Габена.

- черная логика (деловая логика). Этим аспектом определяется знание и умение или неумение придумывать методы действия, отличать рациональные поступки от иррациональных, умение или неумение руководить работой других. Когда этот аспект ведущий, человек отличается умением планировать свою работу и работу других людей, способностью использовать самому и передавать другим наиболее рациональные способы действия. Эта функция наиболее развита у Джека Лондона и у Штирлица.

- белая логика (объективная логика). Это умение систематизировать знания ("раскладывать все по полочкам"), логически мыслить, создавать научные теории, Когда этот аспект ведущий, человек отличается своей логичностью при оценке взаимоотношений объективного мира. Это дает чувство силы при столкновении с логикой или алогичностью других людей. Эта функция наиболее развита у Робеспьера и Горького.

А теперь отвлечемся от того, какая конкретно функция располагается на том или ином месте в модели Юнга и рассмотрим обратную задачу: рассмотрим те общие особенности функции, когда она оказывается на первом, втором, третьем и четвертом месте. Итак что будет, если какая-то функция оказывается на первом месте.

Последующее изложение процитировано из книги Р.К.Седых "Информационный психоанализ".

Первая функциональная ячейка

Функция, оказавшаяся в первой ячейке,—самая сильная. Информация по ней воспринимается наиболее тонко и осознанно. Способность к запоминанию здесь почти абсолютна, и это вполне понятно, так как именно соответствующей функцией ее обладатель пользуется чаще, чем любой другой. Уверенное владение информацией означает уверенность в себе по соответствующему аспекту, уверенность настолько сильную, что человек часто борется решать не только свои проблемы, но и чужие—и, как правило, небезуспешно. Функция в первой ячейке очень «памятливая»: человек может воспроизвести большую часть того, с чем он сталкивался по этому аспекту, в том числе и лучшие из известных ему стандартов; он практически всегда уверен в правильности своего восприятия. Первая функция определяет мораль и устремления человека, логику его поступков и отношений, наличие или отсутствие у него ощущения полноты жизни, а также характер времяпрепровождения.

Пример из жизни. У некой девушки (назовем ее Татьяной) в первой ячейке - "черная сенсорика". Она всегда хорошо одета, даже несколько лучше, чем это позволяет ей материальное положение. Татьяна знает цену всякой вещи и никогда не переплатит за нее, не умеет быть слабой или безынициативной. Не постесняется надеть то, что ей нравится. Ее удивляют безвольные люди, она не понимает, как таким можно быть. С другой стороны, Татьяна всегда оценит по достоинству проявленные другими инициативу и силу воли, сама активна до удивления... Это описание вам кого-то напоминает, не правда ли?

То, что свои взаимоотношения с миром человек стремится подчинить нуждам своей первой функции, определяет его основные жизненные цели. Поэтому первую функцию называют также функцией «цели».

Вторая функциональная ячейка

Если первую называют функцией «цели», то вторую можно по аналогии именовать функцией «средства». Человека здесь интересует не столько как устроен мир, сколько как он должен быть устроен, чтобы удовлетворять придирчивую первую. Скажем, если у представителя некоего типа в первой ячейке "черная сенсорика", а во второй—"белая этика", то он, исходя из материальных и эстетических потребностей людей ( ), создает новые этические нормы ( ). Он также, благодаря своему умению общаться и добиваться от людей желаемого ( ), распределяет материальные ценности ( ). Если же в первой ячейке та же функция, что и в только что приведенном примере, а во второй—"белая логика", то получается тип с совершенно другой социальной ролью: он создает уже не этику, а новые правовые нормы ( ), он не распределитель, а организатор нового производства, промышленник.

Недостаток информации (по сравнению с первой) по этой функции может в хороших условиях с лихвой возмещаться буйством фантазии, нестандартным творчеством.

Один из героев Драйзера, финансист Каупервуд, как и девушка из приведенного раньше примера, имеет в сильных функциональных ячейках сомэкзостатив ("черную сенсорику"), но не в первой, а во второй. В первой же у Каупервуда—"белая этика". И поэтому его цель—установить такую систему отношений, которую он сам считает наиболее правильной; он осознает и стремится удовлетворить все свои желания ( ) (недаром эта трилогия называется «Трилогия желания»). Для достижения этих целей Каупервуд и использует вторую функцию: он создает себе с потрясающей изобретательностью значительный капитал, строит прекраснейшие дома, руководствуясь чрезвычайно нестандартным вкусом. Но недостаточно твердое владение информацией по второй иногда сказывается, поэтому Каупервуда постоянно преследуют срывы. Однако он легко и непринужденно выходит из всех, казалось бы, совершенно безнадежных ситуаций и увеличивает свой капитал, проявляя неиссякаемую изобретательность.

Третья функциональная ячейка

Функция, попадающая в третью ячейку, оказывается слабой по сравнению с первыми двумя. Если там критика воспринимается более-менее нормально и есть, что на нее возразить, то но третьей замечания воспринимаются болезненно. Происходит это, потому что функция третьей ячейки бедна информацией, и возразить критикующему, защитив тем самым себя, практически нечего. Ни умений, необходимых для нормальной жизни, ни видения перспективы, ни возможности отличить важное от второстепенного здесь обычно не бывает. В лучшем случае человек обеспечивает свои собственные потребности, на чужие проблемы его просто не хватает.

Скажем, у уже упоминавшегося типа с в первой и во второй функции или у типа с в первой и во второй с умением общаться все в порядке, но логика нередко создает довольно тяжкое впечатление. Это сфера болезненной самооценки. Такой человек может переживать по поводу мнимой или действительной неправильности своих рассуждений, неумения применять правила и т. п. Любая объективная оценка его логики, независимо от того, положительна она или отрицательна, может надолго выбить из колеи.

или "волевая сенсорика" в третьей ячейке у типа, к которому принадлежит князь Мышкин из романа Достоевского «Идиот». Да, он может выглядеть волевым и сильным, но это получается у него совершенно случайно, он не может этого не только использовать, но и контролировать. Поэтому нередко в литературоведческих статьях князя Мышкина называют слабым и безвольным.

Четвертая функциональная ячейка

Это последняя, самая слабая функция модели. Иначе она называется внушаемой. Слабость функции в первую очередь означает малую осознанность того, что происходит по соответствующему аспекту. По четвертой функции человек практически никогда не имеет твердого личного мнения. В большинстве случаев принимает чужое и даже рад, если есть кого послушаться. Рад, потому что в собственном состоянии при отсутствии посторонней помощи разобраться не может, становясь потихоньку запущенным и потерявшимся. Поэтому даже самая острая критика, содержащая конструктивные элементы, воспринимается как забота.

Если в первой функции у какого-то человека , то в четвертой—однозначно - . История подарила нам прекрасный пример, характеризующий такое сочетание. К типу с в первой и во второй относился В. И. Ульянов (Ленин)—он был настолько мощным политиком, что сумел перевернуть политический строй в России — одной из величайших держав мира и стать ее руководителем. Вряд ли у кого-либо из знающих его биографию возникнет мысль о том, что он плохо управлялся со своим личным временем. Но что касается его умения предвидеть дальние последствия своих действий, то они не были эквивалентны его сильным функциям. Результаты этой недальновидности ощутили на себе сотни миллионов людей.

У Пьера Безухова из «Войны и мира» четвертая—. Нередко на страницах романа можно встретить упоминание о его запущенном внешнем виде. Он, как и князь Мышкин, не производит впечатления сильного и волевого человека, но не стесняется этого. Костюмы его, похоже, сделаны из какой-то мешковины. Ну а если на нем дорогой костюм, то неуверенность и неумение держаться портят все впечатление. Трудно не заметить, с каким удовольствием он вручает заботу о своем внешнем виде Наташе Ростовой ( в первой).

Если первая и вторая функции являются, вследствие своей силы, зоной активного вмешательства человека в дела социума, то третья и четвертая — зоной активного вмешательства социума в его дела. Если по «сильным» функциям он сам творец своего счастья и несчастья, то по «слабым»—игрушка в руках обстоятельств. Очевидна взаимосвязь между сильными и слабыми функциями. Ее проявления можно найти во всем: ведь чем меньше человек заботится о социуме, тем меньше социум заботится о нем, и наоборот.

А вот как трактует эти же ячейки сама Аушра:

Первая функция наиболее осознана. Выполняющий ее элемент занимает особое место в психике. Им пользуются творчески и непременно с заметным чувством удовлетворения. Все, что связано с его функционированием, контролируется сознанием. Если я что-то сделал или пришел к какому-то выводу, или что-то подумал, значит, на это были веские основания, значит, в этой ситуации по-другому действовать или вести себя иначе было бы неправильно, это не имело бы оснований, было бы неоправдано. Из-за всего, причиной чего является первая, репродуктивная функция, не стесняются и не краснеют. Можно спорить, можно соглашаться с другими, делать уступки, но невозможно чувствовать себя в неудобном, стесненном или унизительном положении. Первая функция — самостоятельная, творческая, независимая от давления окружающих людей, охотно принимающая любые новые объективные доводы и никогда нс делающая уступок из-за того, что так «хочется» или так «кажется» другим. Ее специфика — склонность указывать и руководить, но никак не принимать неубедительные или малопонятные указания. Нечто подобное такому выражению: или учу, или сам учусь. И вместе с тем, если другие люди что-либо, что связано с первой функцией, воспринимают или понимают по-другому и неправильно, то это может удивлять или даже смешить, но не приводит к негодованию или возмущению. За каждым признается свобода мышления и действия.

Вторая функция является более творческой, менее уравновешенной, больше заинтересована в престиже, больше работает «на зрителя». Ее тоже не стесняются, но заметна тенденция «блеснуть», «показаться», «покрасоваться», воспользоваться ею как универсальным орудием. В ней довольно часто наблюдается то, что можно назвать даже некоторой спекулятивностью или кокетством. Есть желание привлечь внимание, показать свою силу, способности. Удивить, восхитить. Это, по-видимому, связано с тем, что если первая функция служит человеку для связи с объективным миром, то вторая предназначена служить созданию нового для себя и других, того, что должно привлекать, удивлять и радовать. Это выводы, решения, произведения, требующие положительной оценки.

Здесь мы сталкиваемся со стремлением к подчеркнутой самостоятельности, с упрямством, неуступчивостью и большей, чем в первой функции, категоричностью. Что касается «противников», то есть людей, имеющих другие взгляды и ведущих себя «неправильно», то в отношениях с ними чувство юмора снижается. Появляются тенденции вызова. Оценки — хороший (плохой), умный (глупый), честный (нечестный), красивый (некрасивый) — это все ярлыки, которые подбираются согласно содержанию или специализации второй функции оценивающего индивида. Интересно, что каждый, как правило, оценивает лишь какое-то одно из качеств других людей.

С'амым уязвимым местом по структуре Ю является третья, адаптивная функция. Это так называемое место наименьшего сопротивления (МНС) в психике человека, основной источник всех конфликтов, обид и непонимания. Если имеется близкий индивид с дополняющей психикой, с которым кооперируют, контроль над этой функцией автомати-чески передается ему. Тогда появляется чувство защищенности. Можно действовать, полагаясь на другого, с частичным отклонением внимания. Но даже в таких условиях эта функция остается местом самых больших сомнений и переживании, хотя и не приводит к чувству дезадаптации в обществе. Напротив, она становится основой творческих исканий. А если такого чувства защищенности нет, любая критика со стороны, любой намек, двусмысленность, даже лишь подразумеваемые, приводят в недоумение, выводят из равновесия, травмируют, ведут к акцентуациям характера и психическим заболеваниям.

Можно к этому подойти и иначе. Можно сказать, что для реализации третьей функции нужна «воля», сила которой, по нашим наблюдениям, прямо пропорциональна защищенности в детстве и в настоящее время. Воля в обыденном понимании этого слова — не что иное, как умение «держать направление», не оглядываясь но сторонам. Это умение (и возможность) отключаться от различных постоянно действующих непосредственных возбудителей, в том числе мнений, предложений, уговоров, которые наталкивают на потребность принятия новых решений за пределами первых двух функций. Это можно назвать и иммунитетом на определенные сигналы внешнего мира.

Вопрос о «воле» не возникает в сфере действия первой и второй функций, для выполнения которых она не нужна, так как они являются либо источником непосредственного удовольствия (I функция), либо источником радости, которую дает признание (2-я функция). Однако ни одна из них не может исправно функционировать, если исправно не функционируют третья и четвертая функции структуры Ю. (Как и еще четыре элемента ИМ, о которых мы пока не упоминаем, так как они не входят в эту структуру.)

Каждый тип ИМ на удары но незащищенной третьей функции реагирует своим собственным криком о помощи. Это нечто вроде самообороны человека, который чувствует себя совершенно беспомощным и, по сути дела, не понимает, ни в чем именно его упрекают, ни как себя вести, ни как защищаться. В этой ситуации полного непонимания он действует самым простым и единственно доступным ему образом. Полученный и им самим не полностью понимаемый, и потому раздражающий и страшащий психологический удар «возводят в степень». Допустим, при намеке на недостаточную разумность начинают изображать полного глупца или клоуна. Эта неосознанная защита не является бессмысленной, это — зов о помощи, обращенный к индивиду с дополняющим типом ИМ, который обязательно откликается и спешит на выручку.

Кроме того, следует подчеркнуть, что третья функция отличается особой консервативностью н «вязкостью» мышления или поведения. Неоперативность после получения новой информации настолько велика, что по сути дела никакие «повороты» без помощи авторитетов, без их согласия и напутствий невозможны. Поэтому на людей, у которых тот же элемент исполняет первую функцию, то есть на тех, кто наслаждается именно творческими поворотами, а не «уравновешенным постоянством» данного элемента, смотрят с опаской н недоверием. Они «играют с огнем». В этом и таится причина конфликтности всех отношений, в которых затрагивается третья функция или МНС.

Совершенно иное дело — четвертая, суггестивная функция. Это то, по поводу чего человек не имеет своего мнения. К чему он, как правило, совершенно безразличен, что его как бы не касается. О чем он не может, не хочет знать, что он, с большим удовольствием и даже не замечая этого, возлагает на других. Волю, мнения н распоряжения других в области этой функции он воспринимает не только как само собой разумеющееся, но даже не подозревает, что но этим вопросам он и сам может иметь какие-то собственные соображения, А при отсутствии этой воли у другого чувствует себя незащищенным, ненужным, нелюбимым, неспокойным, и неухоженным. И обижается на тех, кто в вопросах, связанных с четвертой функцией, требует от него своего мнения и самостоятельных решений, возлагает ответственность. Для одного это - эмоции, для другого — поступки, для третьего — здоровье и т. и.

В качестве обобщения добавим, что любое проявление активности, связанное с первой и второй функциями, дает человеку чувство силы и уверенности в себе. Все, что связано с третьей и четвертой (если они не защищены), наоборот, порождает чувство бессилия, неуверенности, требует помощи, участия, поддержки других людей. То есть индивид хорошо функционирует лишь при кооперировании с другими людьми, когда не приходится напрягать свое внимание, когда ответственность за реализацию этих функций берут на себя ближние.


Изучив "Модель Ю" - вы уже можете моделировать соционические отношения: