Модель Аугустинавичуте (Модель А)

Модель А — используемая в соционике модель функционирования психики человека. Эта модель гипотетически выделяет в психике восемь функций, схематически располагаемых в виде прямоугольника 2х4 в четырёх горизонтальных уровнях и двух вертикальных блоках. Модель А получила своё название в честь основательницы соционики Аушры Аугустинавичюте.

Модель А являлась развитием так называемой «Модели Ю» — термин, используемый в соционике для обозначения модели Карла Густава Юнга; в ней использовались только 4 функции — программная, творческая, болевая и суггестивная (1, 2, 4, и 5).

Функции в модели А

Модель А
1 2
4 3
6 5
7 8
  • 1 функция – «программная», «базовая», она определяет смысл жизни и программу действий носителя социотипа.
  • 2 функция – «творческая», она определяет механизм деятельности и способ реализации программной функции.
  • 3 функция – «ролевая», «нормативная», по ней человек обычно старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции человеку сложно.
  • 4 функция – «болевая», место наименьшего сопротивления, по этой функции человек болезненно воспринимает даже нейтральную информацию, возможны неадекватные реакции, по болевой функции человек нуждается в тактичной помощи.
  • 5 функция – «суггестивная», «внушаемая», по ней человек воспринимает информацию некритично и с благодарностью, нуждается в помощи и советах.
  • 6 функция – «активационная», «референтная», по ней человек ориентируется на ближайшее окружение, положительно реагирует на воздействие.
  • 7 функция – «наблюдательная», «ограничительная», по этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но старается ограничить свою деятельность, нередко используются ограничительные аргументы по этой функции.
  • 8 функция – «демонстративная», «фоновая», она обычно проявляется без слов на деле, органично и естественно, без лишних объяснений.

Базовые классификации

Модель А
  Инертные Контактные  
Ментальное кольцо Сильные Эго 1
«программная»,
«базовая»
2
«творческая»
Ценностные
Слабые Супер эго 4
«болевая»
3
«ролевая»,
«нормативная»
Антиценностные
Витальное кольцо Слабые Супер ид 6
«активационная»,
«референтная»
5
«суггестивная»,
«внушаемая»
Ценностные
Сильные Ид 7
«наблюдательная»,
«ограничительная»
8
«демонстративная»,
«фоновая»
Антиценностные

Кольца

  • Ментальное кольцо — 1, 2, 3, 4 («программная», «творческая», «ролевая» и «болевая») — характеризуются высокой степенью осознанности. Отвечают за социальную активность человека.
  • Витальное кольцо — 5, 6, 7, 8 («суггестивная», «активационная», «наблюдательная» и «демонстративная») — характеризуются низкой степенью осознанности. Отвечают за индивидуальные потребности человека. Витальное кольцо зеркально отражает аспекты ментального блока, но в противоположной -вертности.

Передача информации в модели А осуществляется

  • в ментальном кольце — по циклу  1  2  3  4
  • в витальном кольце — по циклу  5 6  7  8

Сила

  • сильные функции — 1, 2, 7, 8 («программная», «творческая», «наблюдательная» и «демонстративная») — зона уверенности, независимости и эффективных действий, сильные функции олицетворяют способности индивидуума.
  • слабые функции — 3, 4, 5, 6 («ролевая», «болевая», «суггестивная» и «активационная») — зона неуверенности, сомнений, зависимости от окружающих, подстройки под общество.

Блоки

  • ЭГО

    Социально-демонстративный, творческий блок; средство сознательного воздействия на мир; блок точной самооценки; блок глубокого изучения одного из параметров внешнего мира; блок, требующий адекватного его способностям признания. "Блок ЭГО не знает сомнений, переживаний, угрызений совести. Других этот блок тоже не обвиняет, ответственности на них не перекладывает"

    Творческая функция нуждается в понимании, иначе работа по ее аспекту не приносит радости. Творческая - средство достижения цели, намеченной вторым, продуктивным элементом блока СУПЕРЭГО 4-й Функцией) и окончательно сформулированной "под присмотром" программной. "ЭГО решает проблемы, рожденные на СУПЕРЭГО"

    ЭГО - личный вклад в изменение внешней ситуации; каждый человек подчиняет окружающих своей программной функции: - своему чувству времени, ритму; - своему видению возможностей и перспектив; — своей воле и т.п. Активность ЭГО (кинетического ментального блока) ограничивается здоровьем, интеллектом, образованием, кругом интересов, потребностью социума в потенциальных способностях индивида.

    СУПЕРЭГО

    Социально-конформный блок; средство отображения внешнего мира; блок "нормативов", которым человек пытается соответствовать; блок ориентации в объективной действительности; "совесть" человека. СУПЕРЭГО никогда не спорит, а только рассуждает, не прибавляя почти ничего нового, учитывает все известное по своим аспектам. "СУПЕРЭГО — блок всеядный, жадно поглощает всю относящуюся к его элементам информацию" Первый такт СУПЕРЭГО (3-я функция) не способен самостоятельно реагировать на изменения (например, ЛИИ и ЛСИ не могут перейти на новый "режим чувств": их должен "перевести" кто-то извне). Отсутствие ударов по 4-й функции — доказательство, что индивид удовлетворяет ожиданиям окружающих. Мечта каждого — чтобы его понимание аспекта 4-й функции совпадало с "общественным мнением".

    Человеку нужно сопереживание по аспектам его блока СУПЕРЭГО. Но это возможно, только если функции блока богаты информацией, то есть обладают социальной ценностью. "Именно по аспектам блока СУПЕРЭГО стараются поднять свою ценность для общества, а когда это в достаточной мере не удается, грызет совесть"

    "Блок ЭГО включается энергично в активность только после того, как приобретает последователей, желающих пользоваться его идеями, но не способных осуществить их собственными силами. СУПЕРЭГО переходит от разговоров к действию тоже лишь после того, как обеспеченные его информацией люди начинают действовать сами и просто необходимо выравнивать их линию поведения"

    СУПЕРИД

    Блок отображения объективной картины состояния организма; самочувствие; блок беспомощности, зависимости от внешних объектов. В психологически трудных ситуациях — последняя инстанция, с помощью которой человек объясняет своё поведение и ищет выход из тупика: — работой (5-я функция — ), — улучшая свое самочувствие ().

    Реализуя аспекты СУПЕРИД, индивид опасается противопоставить свои интересы интересам окружающих. Поэтому и отмечается "жертвенность" и потребность во внешней регулировке по 5-й и 6-й функциям. На СУПЕРИД развивается чувство "виновности окружающих" в несостоятельности человека по аспектам суггестивной и активационной функциям. Акцептная 5-я терпеливо переносит очень острую критику и даже воспринимает ее как заботу. Продуктивная 6-я — "мимозоподобная" — на критику и замечания реагирует болезненно потому что ожидает лишь поддержки.

    СУПЕРИД своей слабостью, беспомощностью провоцирует на активную деятельность функции ЭГО дуала. Собственными силами с собственным СУПЕРИД никто не справляется; чем больше человека опекают по аспектам этого блока, тем выше его витальность, энергичность. Вообще, при кооперации в дуальной паре инициатива постоянно переходит из рук в руки, даже трудно разобраться, кто в каком случае является последователем, а кто — наставником. Успешность кооперации дуалов в том, что их модели образованы из одинаковых (по аспектам) блоков, но каждый блок у одного — потенциальный, а у другого — кинетический.

    ИД

    Это блок социальной реализации организма; физический демонстративный, или практический блок; средство психофизического освоения внешнего мира; средство демонстрации своих возможностей; блок, реализуя который, человек старается стать примером для других. По функциям блока ИД индивид прислушивается не к собственному разуму и воле, а к разуму и воле социума, которым по мере сил и следует.

    "Если ЭГО демонстрирует, насколько удачно человек приспособился к социальному окружению, насколько удачно он функционирует как член общества, личность, то ИД — насколько удачно функционирует человек как организм, насколько хорошо он себя чувствует среди других организмов"

    "Необходимо обратить внимание еще на одну закономерность. 8 каждом кольце один из блоков является блоком потенциальной энергии (СУПЕРЭГО, СУПЕРИД)" . Это блоки постоянных сомнений и переживаний. ЭГО и ИД — блоки кинетической энергии, "решительной и упрямой активности, не знающие ни угрызений совести, ни сомнений, ни колебаний"

    Заметим, что критика по акцептным элементам информационного метаболизма менее болезненна: человек не чувствует своей вины -у него просто не было достаточной информации для эффективных действий. А вот продуктивные элементы изначально настроены на выдачу результата, замечания по этим функциям очень неприятны... Тяжелей всего критика обрушивается на продуктивные элементы потенциальных блоков (то есть 4-ю и 6-ю психические функции).

    По акцептным элементам (1, 3, 5, 7) всегда чувствуется некая ответственность. Программная "отвечает" за усовершенствование своих действий, нормативная защищает свой элемент "от себя и других", суггестивная старается не повредить другим, контролирующая - не противопоставить свою волю воле других.

    По продуктивным элементам человек считает своим долгом действовать, причем как можно качественнее, эффективнее.

    "Информационный метаболизм каждого человека как на ментальном, так и на витальном кольце требует постоянного участия других людей, во-первых, дуала" . "Вмешательство в активность СУПЕРИД — это забота об индивиде, постоянная сознательная забота. По блоку ИД заботиться не надо, а только предупреждать от возможных ошибок и обеспечивать необходимой информацией. Информация, которая сюда поступает, программирует активность организма. Однако программа принимается не вслепую, она приспосабливается к реальным потребностям и возможностям организма, к тому, что он чувствует "изнутри""

Деление психики человека на блоки Эго, Супер-Эго и Ид унаследовано из психоанализа.

Ориентация

  • акцептные функции — 1, 3, 5, 7 («программная», «ролевая», «суггестивная» и «наблюдательная») ориентированы преимущественно на получение информации из внешних источников и ее воспроизведение
  • продуктивные функции — 2, 4, 6, 8 («творческая», «болевая», «активационная» и «демонстративная») ориентированы преимущественно на генерацию новой информации
  • инертные функции — 1, 4, 6, 7 («программная», «болевая», «активационная» и «наблюдательная»), образующие левый вертикальный блок, ориентированы преимущественно на внутреннюю обработку информации, их активность мало зависит от окружающей ситуации
  • контактные функции — 2, 3, 5, 8 («творческая», «ролевая», «суггестивная» и «демонстративная»), образующие правый вертикальный блок, ориентированы преимущественно на обмен информации с внешним миром, их работа зависит от окружающей ситуации.

и антиценностность

  • ценностные функции — 1-я, 2-я, 5-я и 6-я («программная», «творческая», «суггестивная» и «активационная») — образующие ценности социотипа, подразделяющиеся на реалии (необходимое) квадры - 1-я и 5-я у "правых" (экстернальных), 2-я и 6-я у "левых" (интернальных) и идеалы (желаемое) квадры - 2-я и 6-я у "правых" (экстернальных), 1-я и 5-я у "левых" (интернальных). Реалии в ведущем блоке функций каждого типа указывают на его установку (профклуб).
  • антиценностные функции — 3-я, 4-я, 7-я и 8-я («ролевая», «болевая», «наблюдательная» и «демонстративная») — функции, не составляющие ценности для социотипа и подразделяющиеся на антиреалии (пренебрегаемое) квадры - 3-я и 7-я у "правых" (экстернальных), 4-я и 8-я у "левых" (интернальных) и антиидеалы (отвергаемое) квадры - 3-я и 7-я у "левых" (интернальных), 4-я и 8-я у "правых" (экстернальных).

Теория мерностей

Модель А
1 2
4 3
6 5
7 8

Понятие «мерность функций» введено в научный оборот А. В. Букаловым в 1989 году. Прочесть подробное описание векторной модели Вы можете «Здесь»

Слабые:

  • одномерные функции (4, 5), согласно теории мерностей они способны накапливать и использовать информацию, связанную с жизненным опытом человека, в незнакомой ситуации могут действовать неадекватно.
  • двухмерные функции (3, 6), помимо жизненного опыта они способны усваивать социальные нормы, стандарты, шаблоны и действовать в соответствии с ними.

Сильные:

  • трехмерные функции (2, 7), помимо жизненного опыта и социальных норм они способны ориентироваться в ситуации, находить нестандартные решения.
  • четырехмерные функции (1, 8), помимо жизненного опыта, социальных норм и владения ситуацией они также ориентируются во времени, способны решать воображаемые задачи, работать на опережение.

 Функции в классификаторах

Если отталкиваться от функций, то получается:

# функция сила кольцо мер
но
сть
акцептная
продуктивная
инертная
контактная
ценностность дихотомия вертность
1 «программная» сильная ментальная 4 акцептная инертная ценностная ведущая ведущая
2 «творческая» сильная ментальная 3 продуктивная контактная ценностная вторая противоположная
3 «ролевая» слабая ментальная 2 акцептная контактная антиценностная ведущая ведущая
4 «болевая» слабая ментальная 1 продуктивная инертная антиценностная вторая противоположная
5 «суггестивная»
(«внушаемая»)
слабая витальная 1 акцептная контактная ценностная ведущая противоположная
6 «активационная» слабая витальная 2 продуктивная инертная ценностная вторая ведущая
7 «наблюдательная»
(«ограничительная»)
сильная витальная 3 акцептная инертная антиценностная ведущая противоположная
8 «демонстративная»
(«фоновая»)
сильная витальная 4 продуктивная контактная антиценностная вторая ведущая

 

16 социотипов по модели А

Примеры построений моделей А типов:

Альфа квадра "Дон Кихот"
"Дюма"
"Гюго"
"Робеспьер"
Бета квадра "Гамлет"
"Максим"
"Жуков"
"Есенин"
Гамма квадра "Наполеон"
"Бальзак"
"Джек"
"Драйзер"
Дельта квадра "Штирлиц"
"Достоевский"
"Гексли"
"Габен"

 

Вы можете, также прочесть описания соционических типов, составленных социоником Гуленко В.В. на базе модели А: «здесь: »